«Доступная среда» – многоцелевая государственная программа по защите и поддержке отдельных слоев населения, которые ограничены в своих действиях из-за состояния физического или психического здоровья. Основная цель программы – образование законных условий для повышения качества жизни людей с ограниченными возможностями.
В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.
В учреждении представлены некоторые условия, позволяющие инвалидам получать образовательные услуги наравне с другими:
- Наличие сменных кресел-колясок. В количестве — 1 шт.;
- Предоставление услуг оказания помощи маломобильным группам (размещение объявления на центральном входе с указанием номера телефона, по которому можно обратиться за помощью);
- Помощь, оказываемая работниками организации, прошедшими необходимое обучение (инструктирование) по сопровождению инвалидов в образовательной организации и на прилегающей территории.
- Разработана инструкция по сопровождению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации и на прилегающей территории. Все работники проинструктированы и ознакомлены под роспись.
- Два педагога дополнительного образования прошли обучения на курсах повышения квалификации по теме «Работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)».
Задачи организации доступной среды в рамках образовательного учреждения:
- развитие инклюзивного образования;
- создания безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов;
- создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
- формирование доступной среды.
Проект «Доступная среда» – общие понятия
Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.
Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
- инвалиды,
- люди с временным нарушением здоровья,
- беременные женщины,
- люди старших возрастов,
- люди с детскими колясками и т.п
К сожалению, на сегодняшний день, территория, прилегающая к учреждению и помещения не оборудованы с учетом условий доступности для инвалидов. Отсутствуют следующие условия, позволяющие инвалидам получать образовательные услуги наравне с другими: В учреждении отсутствует:
- Оборудование входных групп пандусами или подъемными платформами
- Наличие выделенных стоянок для автотранспортных средств инвалидов
- Наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений в организации
- Дублирование надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля
- Возможность предоставления инвалидам по слуху (слуху и зрению) услуг сурдопереводчика (тифлосурдопереводчика)
Планируется участие в Федеральной программе «Доступная среда» , которое позволит провести комплекс мер, призванный устранить все барьеры на территории учреждения и внутри здания таким образом, чтобы свободный доступ могли иметь все посетители, вне зависимости от своих физических возможностей, при этом мы старались охватить потребности людей с ограничениями по слуху, по зрению, а также перемещающихся на креслах-колясках.
Паспорт доступности МБУ ДО СЮТ