Дополнительная общеобразовательная программа: «Радиоэлектроника»
<< Вернуться к образовательным программам
Направленность программы: научно-техническая
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 13-18 лет
Срок реализации программы: 2 года.
Радиоэлектроника объединяет обширный комплекс областей науки и техники, связанных главным образом с проблемами передачи, приёма и преобразования информации с помощью электромагнитных волн. Появился в 50-х гг. 20 в.. Радиоэлектроника охватывает радиотехнику и электронику, а также ряд новых областей, выделившихся в результате их развития и дифференциации — квантовую электронику, оптоэлектронику, полупроводниковую электронику, микроэлектронику, акустоэлектронику, и др. Она тесно связана, с одной стороны, с радиофизикой, физикой твёрдого тела, оптикой и механикой, с другой — с электротехникой, автоматикой и технической кибернетикой. Радиоэлектронная аппаратура часто является одним из звеньев системы автоматического управления (например, систем управления полётом ракеты или космического корабля). В самой радиоэлектронной аппаратуре применяются системы автоматического регулирования (самонастройка частоты, слежение за целью и т.д.). Радиоэлектроника связана также с электронно-вычислительной техникой, т.к. последняя включает электронные устройства, осуществляющие обработку информации («очищение» от помех, приведение к определённому виду).
Цель программы: освоение современных понятий радиоэлектроники, автоматики, микропроцессорной техники на основе разработки и изготовления различных электронных устройств.
Задачи программы:
ü организовать и руководить деятельностью учащихся по переработке полученной информации в собственные личностные знания, по выработке у себя по данным образцам соответствующих умений и навыков;
ü создать условия для активного познания и освоения электронного технологически развивающегося мира посредством вовлечения учащихся в атмосферу технического творчества через проектирование и конструирование радиоэлектронных устройств практического применения.
Отличительные особенности программы. Организационно-методическое обеспечение программы определяет особую форму организации учебного занятия — не сообщение знаний, а выявление опыта учащихся, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний. В отличие от типовых программ, в данном курсе изучаются темы максимально приближенные к практически значимым и изначально ориентированы на профориентацию среди учащихся в области радиоэлектроники.
Краткое описание содержания программы. Содержание программы выражено на стыке слияния современных информационных технологий проектирования радиотехнических устройств и их реального применения в жизни. Основой для этого служит проектирование устройств на основе применения компьютерных программ, связывание электронных устройств с компьютером в единую систему. В процессе обучения учащиеся получают дополнительные навыки в работе с программами на ПК, предназначенными для разработки и моделирования схем электрических принципиальных, а так же для разработки печатных плат конструкций. Программа разбита на 2 уровня обучения по годам:
- группа первого года обучения комплектуется из детей, не имеющих специальных знаний и навыков практической работы с созданием радиоэлектронных устройств, на занятиях выполняются несложные электронные устройства — всевозможные «мигалки», «пищалки»;
- группа второго года обучения является продолжением курса направленным на дальнейшее изучение технологий изготовления, электрических схем, элементной базы электроники. Деятельность обучающихся имеет определенную направленность, что требует от них некоторых специальных знаний, умений и навыков, выполнение более сложных электронных устройств.
Применяемые формы, методы, режим занятий: Основной метод проведения занятий — практическая работа, как важнейшее средство связи теории с практикой в обучении. Теоретические сведения сообщаются учащимся в форме познавательных бесед небольшой продолжительности с пояснениями по ходу работы. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Ожидаемые результаты. Учащиеся самостоятельно могут изготовить радиоэлектронное устройство, а также применять полученные практические умения и навыки, как универсальные инженерные технологии изготовления технических объектов. В общем виде результаты деятельности ученика: знание устройств первичного преобразования информации, основ цифровой техники, автоматические устройства и системы, микропроцессоры, основы тензометрии; приобретение знаний, умений и навыков в вопросах электромонтажа, самостоятельного конструирования, изготовления и проектирования печатных плат, художественного оформления работ.
Формы подведения итогов: результатом обучения является изготовленная каждым учащимся и подготовленная к защите действующая электронная конструкция, которая может быть представлена на научно-практических конференциях, техносалонах, слетах юных техников.