Дополнительная общеобразовательная программа «Оригами»
<< Вернуться к образовательным программам
Оригами – это искусство бумажной пластики. На заре своего создания оригами использовалось в храмовых обрядах. Но уже через небольшой промежуток времени умение складывать фигурки из бумаги стало обязательной частью культуры всей японской аристократии. Сегодня оригами переживает свое второе рождение. Оригами является замечательным занятием. Складывание фигур из бумаги развивает творческие способности, геометрическое мышление, ловкость рук, усидчивость, внимание и память.
Направленность программы: научно-техническая.
Цель создание условий для развития творческих способностей детей посредством искусства оригами.
Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:
Образовательные задачи программы:
- формирование знаний о бумаге, её видах и свойствах, основных операциях при её обработке;
- знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
- формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
- обучение различным приемам работы с бумагой.
Развивающие задачи программы:
- развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные задачи программы:
- воспитание интереса к искусству оригами;
- расширение коммуникативных способностей детей;
- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Отличительные особенности. Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей и развивается «по спирали», т.е. основные положения программы, последовательность разделов и их содержание остаются для детей любого года обучения и всех возрастных групп одинаковыми, изменяется степень сложности выполнения задания. Таким образом, по этой программе можно заниматься из года в год, преемственно и последовательно расширяя и углубляя свои знания и умения. Если малыши только осваиваются и знакомятся с техникой оригами, с базовыми формами, то старшие ребята уже самостоятельно работают со схемами оригами, выполняя при этом более сложные модели.
Краткое описание содержания программы. Образовательная программа рассчитана на два года обучения. Дополнительная образовательная программа «Оригами» предполагает поэтапное освоение материала: базовый этап и основной. На базовом этапе (1 год обучения) обучающиеся знакомятся с особенностями искусства оригами и его историей, с основными условными обозначениями и простыми приемами складывания моделей оригами. Обучающиеся приобретают первичные знания: о геометрических понятиях («квадрат», «диагональ», «угол», «треугольник»), об основных базовых формах оригами, учатся создавать двухмерные композиции, закрепляют навыки работы с бумагой различной плотности и фактуры, самостоятельно делать квадратную заготовку, точно соединять углы квадрата, выполнять простые модели оригами, основанные на основных базовых формах. Основной этап (2 год обучения) предусматривает выполнение заданий на более сложном уровне, более сложными базовыми формами и приемами складывания. Учащиеся знакомятся с трехмерной композицией, узнают, что такое модуль, учатся выполнять динамичные модели оригами, выполняют самостоятельные мини-проекты (изготовление подарков и сувениров, конкурсных работ).
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 6-11 лет.
Срок реализации программы: 2 года.
Применяемые формы и методы.
На занятиях используются следующие формы организации занятий: индивидуальная, групповая, индивидуально-фронтальная и фронтальная работа. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие, а также различные методы:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.), наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.), практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Режим занятий: 1 год обучения- 1 раз (2 раза) в неделю по 30-45 минут; 2 год обучения- 1 раз (2 раза) в неделю по 30-45 минут.
Формы подведения итогов реализации программы.
Для контроля знаний используется гибкая рейтинговая система. Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, составление альбома лучших работ, а также участием в выставках и конкурсах различного уровня. Методы и формы оценки результатов: наблюдение, тестирование, анкетирование, упражнение, творческое задание, самоанализ, игровые соревнования.
Ожидаемые результаты. В результате обучения по данной программе учащиеся усвоят сложные и простые базовые формы, свойства разных материалов, используемых для моделей, познакомятся с правилами составления двухмерной композиции, с техникой «модульное оригами», усвоят различные технические приемы складывания (вывернуть, вогнуть и т.д.), особенности работы с различной по плотности бумагой, правила составления трехмерной композиции, научатся создавать сюжетную композицию с готовой моделью.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование раздела | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 |
2. | Материалы и инструменты | 1 | 3 | 4 |
3. | Основные рабочие операции при обработке бумаги | 2 | 10 | 12 |
4. | Первоначальные графические знания и умения | 2 | 14 | 16 |
5. | Основы конструирования простейших изделий из базовых форм | 6 | 34 | 40 |
6. | Элементы художественного конструирования | 4 | 20 | 24 |
7. | Изготовление подарков и сувениров | 2 | 22 | 24 |
8. | Проведение конкурсов, соревнований, праздников | 2 | 18 | 20 |
9. | Заключительное занятие | 1 | 1 | 2 |
ИТОГО | 21 | 123 | 144 |