Организация дополнительного образования способных школьников в рамках Малой Космической Академии. Итоги работы за восьмилетний период « Станция Юных Техников
 
 
Наш учредитель


Архив

Заявка инженеру

ПО и ТО СЮТ
Доступно только для сотрудников СЮТ

Организация дополнительного образования способных школьников в рамках Малой Космической Академии. Итоги работы за восьмилетний период


Лебедева И.О. , Дюдин А.Е.

СЮТ г. Красноярск-26

Малая Космическая Академия — одна из форм организации дополнительного образования. Основной целью создания нашей МКА было стремление создать среду для воспитания творческой, свободной личности, способной к саморазвитию. Существует МКА уже восемь лет и мы можем сейчас анализировать, делать выводы, что дает детям и учреждению интегрированная форма в дополнительном образовании.

МКА была организована для способных детей, интересующихся космонавтикой. На наш взгляд МКА к настоящему времени завоевала свое определенное место в городе, как учреждение дополнительного образования для одаренных ( мы осторожно говорим «способных» ) детей.

Обучение в МКА проходит в течении 6 лет. На первый курс принимаются школьники 6-ых классов. Желающие поступить в МКА проходят тестирование и собеседование.

Еще на предварительном собеседовании (совместно с родителями) преподаватели рассказывают о том, что курс обучения включает такие дисциплины: основы космонавтики, космическое моделирование и конструирование, английский язык, информатика, современны е танцы, этика. Учебная нагрузка от 14 до 20 часов в неделю в зависимости от курса обучения.

В своей практике МКА не ставит задачу подменить школу, или составить ей альтернативу. Из перечисленных выше предметов, которые изучают школьники в МКА, видно, что только английский язык и информатика перекликаются со школьной программой. Цель пед агогов МКА — всестороннее развитие детей, их гармоничное воспитание, создание благоприятных условий для раскрытия интеллектуальных возможностей школьника, стимулирование его творческого потенциала. Мы стараемся привить школьнику навыки самостоятельной ра боты, умение ориентироваться в сложных ситуациях.

Особое место в учебных планах МКА занимают основы космонавтики. Мы не готовим здесь специалистов по космической технике, отдавая себе отчет в том, что у нас не профессионально-техническое обучение. Основы космонавтики мы рассматриваем не как предм ет для досконального изучения, а как универсальный инструмент для всестороннего познания мира. Таким инструментом может стать любая другая область человеческих знаний и можно создавать Малую Биологическую Академию, радиотехническую школу, клуб авиамоде листа и т.п.

На занятиях по основам космонавтики мы стараемся привлекать все знания, полученные ребятами в МКА и общеобразовательной школе. Здесь наша цель побудить ребенка открыться, понять значимость получаемых знаний, уверенно ориентироваться в огромном об ъеме информации, а главное научить применять, находить применение своим знаниям, решая творческие задачи, работая над проектами.

Большое значение мы предаем коллективным формам самостоятельного обучения. Наша задача создать среду в которой ребенок сам стремился бы к получению знаний. Одной из таких форм обучения является работа над общим проектом.

На весь курс выдается задание. Например, спроектировать жилую базу на Луне. После подробного обсуждения, проект делится на отдельные задачи, которые затем, в зависимости от наклонностей, выдаются слушателям. Задачу может решать один слушатель, два, но как правило не больше трех.

В МКА собрана достаточно большая библиотека по космической тематике, которая позволяет самостоятельно работать с литературой сразу всему курсу. На занятие отводится значительное время, чтобы школьник не только мог разобраться в задаче, но и обяза тельно что-то предложил свое. После освоения материала и выработки каких-то концепций начинается этап сведения отдельных задач в общий проект. Происходит обмен знаниями. Каждая группа докладывает о проделанной работе всему курсу. Далеко не всегда и з отдельных частей сразу получается цельный проект. Зачастую приходится поступиться частными интересами ради общей идеи. И вот тут задача преподавателя создать при работе такую атмосферу, чтобы обмен мнениями, обоснованная (а зачастую и не очень) крити ка, детальный разбор не проходили болезненно. Ведь именно на этом этапе формируется коллектив как целое, прививается умение работать в коллективе, выделять главное, работать на основную идею. С каждым занятием школьники все больше и больше втягиваются в эту интеллектуальную игру. Если на первых этапах обсуждения они не очень охотно выступают, достаточно болезненно реагируют на критику, то на завершающем этапе обсуждения напоминают технические совещания «взрослого» конструкторского бюро. Кстати на о дном из таких обсуждений и родился термин «Конструкторское бюро при МКА». У нас на каждом курсе создано курсовое конструкторское бюро, слушатели занимают определенные должности, соответственно своим способностям. Часто происходит совмещение нескольких до лжностей, что мы приветствуем. Ребята понимают что это игра, но играют с увлечением, т.к. результатом этой игры является «продукт», который аккумулирует в себе их знания, их труд и представляет интерес для окружающих..

Опыт показывает, что для школьников, оформление проделанной работы является самой сложной частью проекта. Никаких навыков общеобразовательная школа в этой части не дает. Многократным редактированием и саморедактированием работа доводится до уров ня статьи в научно-популярном журнале.

Кроме статьи работа над проектом заканчивается оформлением плакатов или изготовлением модели, с которыми в дальнейшем школьники выступают на конференциях, конкурсах и т.п.

Поскольку МКА является структурной единицей Станции Юных Техников, техническому творчеству ребят уделяется особое внимание. Школьники получают навыки работы с различным инструментом, работают на станках, занимаются моделированием и макетировани ем. В здании СЮТ МКА занимает несколько кабинетов общей площадью 160 кв.м. Для успешной работы накоплена и постоянно пополняется материальная база.

Какими бы одаренными не были наши дети, они прежде всего дети, и элемент игры в педагогическом процессе несомненно должен присутствовать. Кроме того, надо всегда помнить, что к нам дети приходят после общеобразовательной школы и подготовки домашн их занятий. Дополнительное образование должно быть и психологической разгрузкой, приносить определенные положительные эмоции.

Если говорить о результатах работы МКА, то следует отметить ,что силами педагогов и слушателей много лет подряд МКА проводит городской конкурс «Малый космос» по разделам: технический, литературный и художественный. Цели конкурса: популяризация ко смонавтики, привлечение ребят к творчеству в различных областях знаний. Этот конкурс дает нам определенные результаты: победители технического раздела после доработки своих проектов участвуют в Российском конкурсе » Космос», те кто написал интересные ра ссказы на космическую тему печатаются в городском сборнике «Фантастика», победителям художественного конкурса мы помогаем принять участие в Российских конкурсах по линии ВАКО «Союз». Не далее как в этом году призеры городского конкурса в техническом и ху дожественном разделах победили и в Российском конкурсе и были награждены путевками на аэрокосмическую смену в «Орленок».

Но самое главное,что мы с гордостью констатируем это то , что наши слушатели старших курсов, все без исключения, приобретают, в той или иной степени, именно те качества, которые мы стремимся им привить, качества творческой, самостоятельной, свобо дной личности. У них появляется глубокий интерес к знаниям, они непременные участники всех творческих конкурсов в нашем городе, крае и даже выше. Они свободно пишут статьи в сютовкию и городские газеты, дают интервью на радио и телевидении, т.е они уже приобрели активную жизненную позицию, достаточно самостоятельны.

Безусловно у нас есть проблемы, недостатки в работе, но организация работы в МКА год от года совершенствуется. Можно констатировать, что наша работа приносит определенные положительные результаты, и мы будем продолжать искать новые направления и формы работы для ее дальнейшего совершенствования.