Дополнительная общеобразовательная программа: «Основы компьютерной грамотности»
<< Вернуться к образовательным программам
Направленность: научно-техническая.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 9-11 лет.
Срок реализации программы: 2 года.
Цель программы: овладение учащимися навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации, приобщение к проектно-творческой деятельности, путем реализации детьми своих изобразительных, творческих, исследовательских способностей посредством информационных технологий. Программа ориентирована на получение учащимися теоретических основ и навыков работы с информационными потоками, поиску необходимой информации, анализу ее, выявлению в ней проблемы, самостоятельной постановке задачи, структурированию и преобразованию информации в текстовую и мультимедийную форму, использованию ее для решения учебных и жизненных задач.
Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:
Образовательные задачи программы:
- ознакомление с технологией творческого проектирования;
- формирование умений и навыков работы в сети Internet;
- совершенствование способов переработки, хранения, поиска и использования информации;
- формирование элементов информационной компетентности по использованию компьютера в образовательной и личностной (домашней) деятельности;
- овладение основами работы с прикладными программами для работы с текстовой, графической, числовой информацией;
- формирование навыков элементарного набора текста и форматирования, представления информации в различном виде, проектирования, конструирования информационных продуктов;
- овладение первичными навыками работы в операционной системе, локальной и глобальной сети, электронной почтой.
Развивающие задачи программы:
- побуждение учащихся к любознательности и интереса к информационным технологиям;
- формирование образного технического мышления и умения выразить свой замысел средствам информационных технологий;
- создание условий для развития психологической и физической устойчивости ребёнка к окружающему миру средствами технического творчества;
- развитие познавательных интересов;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей средствами ПК;
- систематизация у учащихся навыка поиска, синтеза, обобщения и анализа информации.
Воспитательные задачи программы:
- формирование навыков информационной культуры и информационной безопасности, способствующих повышению уровня самосознания и самоопределения учащихся;
- популяризация компьютерных технологий;
- адаптация учащихся в современном информационном пространстве;
- формирование понимания учащимся собственного внутреннего мира, имеющим потребность в самопознании и самореализации.
Отличительные особенности. Особенностью данного курса, в отличие от программ изучения компьютерных технологий в общеобразовательной школе, является более объёмное изучение офисных технологий и компьютерных коммуникаций. Ценность программы заключается в том, что она усиливает вариативную составляющую общего образования. На занятиях поддерживается развитие компьютерной грамотности школьников, в первую очередь, в практическом плане за счёт увеличения объёма «машинного времени», разнообразия изучаемого программного обеспечения. Изучение данного направления позволяет учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению освоенных навыков работы с компьютером в других учебных курсах, подготовить себя к осознанному выбору дальнейшего образования и самообразования.
Краткое описание содержания программы. В ходе обучения по данной программе учащиеся получат общее представление о современных информационных технологиях, истории их развития, смогут ознакомиться в с принципами аппаратного устройства и функционирования современного персонального компьютера и отдельных его узлов, изучат характерные особенности, возможности и ограничения, возникающие при работе с отдельными прикладными программами, освоят основные приемы работы с текстовыми и графическими пакетами. Каждый учащийся создает личностно значимую для него образовательную продукцию, осваивает навыки работы в операционной системе, Интернет, учится общаться по электронной почте, искать информацию в Интернет, изучает не сложные приложения, а затем создаёт собственный мини-проект и проводит его презентацию.
Применяемые формы и методы. Основная форма учебно-воспитательного процесса – занятие. Основной тип занятий – практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. При проведении занятий используются следующие формы работы: демонстрационная, фронтальная, самостоятельная, игровая. Режим занятий: 2 раза в неделю по 1,5 часа.
Ожидаемые результаты. В результате обучения по данной программе учащиеся будут понимать культуру работы с персональным компьютером; уметь создавать графические, текстовые файлы, презентации, сохранять файлы, выводить на печать; уметь работать с информацией; уметь работать в ситуации совместного использования информации в компьютерной сети; пользоваться электронной почтой и Интернет; понимать этику взаимоотношений с другими пользователями.
Формы подведения итогов реализации программы.
Для контроля знаний используется гибкая рейтинговая система. Предусматривается выполнение определённого количества практических работ. Текущий контроль уровня освоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий. Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов. Проводятся творческие, самостоятельные, зачётные работы. Неотъемлемой частью образовательного процесса является участие в конкурсах, фестивалях, выставках, научно-практических конференциях: муниципального и краевого уровней.