Дополнительная общеобразовательная программа: «Автомоделизм»
<< Вернуться к образовательным программам
Автомодельный спорт — технический вид спорта, дисциплинами которого является создание и управление самоходными моделями автомобилей на специализированных трассах.
В автомодельном спорте различают модели с различными типами двигателя: двигатель внутреннего сгорания, электродвигатель, резиновый двигатель. Управляться автомодели могут по радио или посредством корда. Автомодели с двигателем внутреннего сгорания могут быть гоночными, а могут быть точными копиями существующих автомобилей.
Направленность программы: научно-техническая
Срок реализации программы: 1 год
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 11-18 лет
Основная цель программы — подготовка учащихся к активной полноценной жизни в условиях технологически развитого общества, через проектирование и конструирование автомоделей, умение применять их как универсальные инженерные компетенции в жизни, формирования деятельностного образа жизни через участие в соревновательной и общественной деятельности
Главная задача программы – организовать и руководить деятельностью учащихся по переработке полученной информации в собственные личностные знания, по выработке у себя по данным образцам соответствующих умений и навыков и создать такие условия, когда каждый ученик хотел бы и мог бы наиболее эффективно осуществлять такую деятельность.
Отличительные особенности данной программы: при составлении программы автор ставил цель объединить в учебном процессе инженерное проектирование, конструирование модельной техники и спортивную деятельность с учетом современного состояния трассового автомоделизма, технического прогресса, новых технологий и местных условий. Педагогческий процесс сроится на учебно-игровой основе. Во время занятий моделируются различные социальные и производственные ситуации.
Краткое описание содержания. Учебно — тренировочный процесс условно делится на 4 этапа, одновременно являющихся этапами городского чемпионата по трассовому автомоделизму. В конце каждого этапа, в каникулярное время проводятся соревнования по моделям, изготавливаемыми на данном этапе и по моделям изготовленными на прошедших этапах. Уровень сложности изготавливаемых моделей и технологических процессов возрастает от этапа к этапу.
Принципы организации и проведения учебного процесса.
- 1. Непрерывность и поэтапность обучения.
Обучение ведется начиная с любого этапа, с любого уровня подготовки ребенка. Важно чтобы ребенок вошел в образовательный процесс плавно и органично вписался в творческий коллектив. Организация учебного процесса должна учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, простраивая от этапа к этапу вектор развития, постепенно усложняя процесс, используя знания и умения приобретенные учеником на предыдущих этапах обучения.
- 2. Обучение с учетом интересов ребенка (по его потребностям).
Важно так организовать учебный процесс, чтобы ребенок имел возможность выбора не только предмета обучения (модель, комплектующие и т.д.), но и выбор сложности, объема, технологии моделирования, исходя из потребностей и интересов ребенка.
- 3. Принцип самодеятельности учащихся.
Этот принцип лежит в основе классического моделизма. В процессе обучения учащиеся могут и должны постепенно становиться не только объектами педагогических воздействий педагога, но субъектами учебно-воспитательного процесса.
- 4. Коллективная форма обучения.
Командная, коллективная деятельность на достижение единой цели, подразумевает характер непосредственного общения всех членов коллектива учащихся по содержанию их совместной деятельности.
- 5. Принцип личной ответственности.
Педагог в силу своего авторитета воздействует на учеников так, чтобы в максимально возможной степени воспитывать у них чувство личной ответственности за свои действия и за действия всей команды. Каждый ученик должен постоянно осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы и соотносить свою самооценку с внешней оценкой его соучеников и педагогов.
Применяемые формы и методы, режим занятий: В зависимости от поставленных задач, педагог использует различные методы обучения (демонстративные, практические, словесные), чаще всего объединяя их. Каждое занятие, как правило, включает в себя теоретическую часть, спортивные тренировки, практические занятия и организационные мероприятия.
Ожидаемые результаты. Учащиеся самостоятельно могут изготовить модель транспортного средства сложной конструкции, а также применять полученные практические умения и навыки, как универсальные инженерные технологии изготовления технических объектов.
Результаты обучения можно спрогнозировать с учетом первоначального уровня подготовки, индивидуальных особенностей ребенка, а также индивидуальной программы обучения. В общем виде результаты деятельности педагога и ученика можно сформулировать следующим образом:
- Получение начального политехнического образования (черчение, электромеханика, теория машин и механизмов, технология машиностроения, материаловедение), в рамках доступных для усвоения детьми среднего и старшего школьного возраста.
- Овладение первоначальными навыками работы с ручным столярным и слесарным инструментом, работа на токарном, фрезерном, сверлильном, заточном станках.
- Достижение 80-90% учащихся спортивного мастерства, соответствующего 3-5 спортивному разряду по автомодельному спорту.
- Формирование у детей некоторых личностных качеств: усидчивость, настойчивость, трудолюбие, осознание своей значимости.
- Повышение интеллектуального уровня, приспособленности детей к жизни в обществе, формирование у детей здоровых взаимоотношений.
Формы подведения итогов реализации программы. По окончанию каждого этапа обучения проводятся контрольные соревнования. Соревнования проходят как в личном, так и в командном первенстве. После каждого этапа чемпионата города определяется победитель этапа, команде и каждому спортсмену начисляются баллы (в соответствии с правилами соревнований), призы. По результатам соревнований составляется рейтинг («Положение в кубке пилотов», «Положение в кубке конструкторов») Начисленные баллы на разных этапах Чемпионата складываются, а заключительный этап определяет команду — победительницу и чемпионов в каждом классе моделей по результатам всех этапов чемпионата. По результатам первых трех этапов определяется сборная команда города, которая участвует в соревнованиях более высокого ранга.