Дополнительная общеобразовательная программа: «Ракетомоделизм»
<< Вернуться к образовательным программам
Направленность программы: техническая
Срок реализации программы: 1 год
Уровень программы: ознакомительный, базовый
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 7-18 лет
Ракетомоделизм – это инженерное проектирование, конструирование, постройка действующих и стендовых моделей ракет. Ракетомоделизм сочетает в себе техническую составляющую – изготовление моделей ракет и спортивную – участие в соревнованиях разного уровня сложности по ракетомодельному спорту.
Основная цель — формирование устойчивого интереса к получению системных и фундаментальных знаний в области современных технических технологий через проектирование и изготовление моделей ракетной техники, умение применять их как универсальные инженерные компетенции в повседневной деятельности.
Главная задача программы — организовать и руководить деятельностью учащихся по переработке полученной информации в собственные личностные знания, по выработке у себя по данным образцам соответствующих умений и навыков и создать такие условия, когда каждый ученик хотел бы и мог бы наиболее эффективно осуществлять такую деятельность.
Отличительные особенности данной программы. В отличие от других уже существующих дополнительных общеобразовательных программ, предлагаемая программа, в качестве мотивирующего фактора в занятиях ракетомоделизмом, предусматривает постройку ребятами действующих моделей, участвующих в соревнованиях и конструктивно обеспечивающих стабильность траектории, дальности полета. Увеличено и время для тренировочных полетов и подготовки к соревнованиям.
Программа личностно — ориентирована и составлена так, чтобы каждый учащийся имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него.
Краткое описание программы: На занятиях объединения учащиеся знакомятся с технологией изготовления различных моделей ракет, с приемами работы различными инструментами, получают сведения об используемых в ракетомоделизме материалах. На начальном уровне программа охватывает круг первоначальных знаний и навыков, необходимых для работы по изготовлению и запуску несложных моделей, усвоение этики общения в результате работы в объединении и участия в соревнованиях. Основная задача занятий — объяснить в доступном уровне для учеников конструкцию, принцип полета ракеты, не вникая во второстепенные детали, познакомить с историей развития космонавтики. Углубленный образовательный уровень обучения направлен на расширение знаний по ракетной технике, по основам аэродинамики и методике несложных технических расчетов. Основная задача занятий — расширить и знания по физике полета, аэродинамике моделей и технике моделирования при постройке моделей. Итоговый профессионально-ориентированный уровень обучения достигается расширением и закреплением знаний по космической технике, по основам аэродинамики. Учащиеся самостоятельно рассчитывают модели, в том числе, с применением ЭВМ, отрабатывают технологию их изготовления, строят модели и принимают участие в соревнованиях по ракетомодельному спорту, готовятся и сдают нормы по спортивным разрядам.
Применяемые формы и методы. В зависимости от поставленных задач, педагог использует различные методы обучения (демонстративные, практические, словесные), чаще всего объединяя их. Каждое занятие, как правило, включает в себя теоретическую часть, практическую часть и тренировочную часть. По окончанию изготовления определенного класса моделей проводятся контрольные соревнования.
Ожидаемые результаты. Учащиеся самостоятельно могут изготовить модель сложной конструкции, а также применять полученные практические умения и навыки, как универсальные инженерные технологии изготовления технических объектов. Формой проверки является самостоятельное конструирование и изготовление модели ракеты. Неотъемлемой частью образовательного процесса является участие в соревнованиях: классификационных, городских, краевых. Результаты соревнований позволяют проконтролировать степень освоения пройденных тем. Итог участия в соревнованиях — присвоение спортивных результатов при выполнении требуемых норм.
Формы подведения итогов реализации программы: участие в соревнованиях по ракетомодельному спорту и выставках технического творчества.